Главная
Регистрация
Вход |
Касимов. Татарское ханство земли Мещерской.
| |
KwanYin | Дата: Пятница, 23.01.2009, 02:18 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Статус: Offline
| Преамбула. Праздники, начинающиеся в нашей семье 25-го декабря, перевалив новогодний рубеж, уже грозили превратиться в один сплошной праздник - обжорства, бо как состав гостей мало того, что менялся качественно, с каждым днем прирастал количественно. Чтоб хоть как-то оторвать себя от стола и мангала, в один из дней (уж и не вспомню какой) решили с Магистром сбежать ото всех под предлогом осмотра окрестностей Рязанской губернии, километров эдак на 200 восточнее нашего Простоквашина Старожилова. Касимов давно меня интересовал своей историей, но вот как-то все карты не складывались, летом времени жалко, а зимой из МСК не выберешься специально. Итак, местный Дранг нах Остен. Годом рождения города принято считать 1152 г., когда сюда, в Городец-Мещерский , прибыл со своей дружиной Юрий Долгорукий (вот ведь вездесущий). Целью сего визита была постройка новых крепостей и посему Городец-Мещерский обнесли рвом, валом, деревянной стеной. В конце XIV века город был полностью уничтожен татаро-монголами и тогда его перенесли на новое место, более выгодное с фортификационной точки зрения, чуть выше по течению Оки. На этом месте и по сей день находится современный Касимов. Вскоре Городец был присоединен к Московскому княжеству. И стоять бы ему в одном ряду с другими русскими городами, но история распорядилась иначе. В середине XV века в результате семейной борьбы за ханский трон из Казани в Москву драпают два молодых царевича – Касим и Якуб. Касим поступает на военную службу и столь преуспел в ней, что царь Василий дарит беглому татарину Городец – Мещерский со всей округой, населенной мещерой, мордвой и отчасти татарами. Еще при жизни Касима за Городцом приживается новое название – Касимов-град. При хане (1467 г.) в городе построили мечеть с минаретом на месте, которое называлось Татарская горка. Здание самой мечети впоследствии неоднократно перестраивали, а минарет со смотровой площадкой сохранился до наших дней практически без изменений. Ханская мечеть по сей день является символом Касимова, в ней располагается краеведческий музей города. Касимовские татары были всегда в авангарде борьбы против своих этнических братьев: и во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году, закончившимся её взятием, и спустя два года ликвидировали мятеж в Казани, а спустя три года воевали против Ливонии. Последним из татар владетельным лицом в Казани была Фатима-султан. После её смерти, в 1681 году, отдельное Касимовское царство перестало существовать. Со времен преемников Касима сохранилось два текие (мавзолея) – Шах-али-хана (XVI в.) и Авган-Мухаммед-султана (XVII в.). Простые четырехугольные строения лишены всяческих архитектурных ихысков. Единственными украшениями являются лишь каменные плиты с надписями из Корана на арабском языке, в профилированной рамке над входом в текие. Продолжение следует>>> Добавлено (23.01.2009, 02:18) --------------------------------------------- В городе есть еще одна мечеть, действующая. Она была построена в 1906 году на средства Наматуллы Дуймакаева, о чем собсна и сообщает мемориальная доска, установленная к 100-летию мечети. Эта мечеть была восстановлена усилиями местной общины, созданной еще в начале 90-х годах. В 1570-73 гг. касимовским ханом был Саин-Булат, потомок ханов Золотой Орды, правнук золотоордынского хана Ахмеда, сын царевича Бекбулата, троюродного брата казанского царя Шигалея. Он в 1573 г. крестился и получил имя Симеона, после чего должен был оставить Касимов (управлять Касимовым мог только мусульманин). Вошел в российскую историю по дальнейшему зигзагу своей судьбы. Итак, Симеон Бекбулатович — касимовский хан в течение 3-4 лет, затем номинальный Великий князь. Вместе с отцом Бекбулатом перешел на службу к Ивану Грозному. Участвовал в Ливонских походах 70-х гг. XVI века. Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был коронован и стал называться Великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на "удел" Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич. "Политический маскарад" (по Ключевскому), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и историками объяснен не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год "московскому царю смерть", необходимость усиления террора и др., а также ''забавы, мол, Грозного'') не доказано и не опровергнуто. Через 11 месяцев Симеон получил в удел земли в Твери, лишившись своего титула царя всея Руси, а Иван Грозный снова стал царем. Земельные владения Симеон потерял при царе Борисе Федоровиче Годунове. В 1606 году был пострижен в монахи под именем Стефана и отправлен в Соловки. Есть сведения, что он был ослеплен (отравленным вином). Умер в 1616 году в Москве и похоронен в Симоновом монастыре. Продолжение следует>>>
|
|
| |
alla | Дата: Пятница, 23.01.2009, 03:23 | Сообщение # 2 |
Группа: Удаленные
| KwanYin, Никогда б не подумала, что у старого русского города Касимова такая "мусульманская" история! Жду продолжения.
|
|
| |
VVT | Дата: Пятница, 23.01.2009, 09:44 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Друзья
Сообщений: 1507
Статус: Offline
| А я так и думала, что название - неспроста! Ждем продолжения!
Деньги то начинают кончатся,то кончают начинатся.
|
|
| |
Ирик | Дата: Суббота, 24.01.2009, 16:43 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Друзья
Сообщений: 1732
Статус: Offline
| KwanYin Ларис, даже не сомневалась, что ты возродишь здесь что-то подобное. Может в следующий раз вас с Магистром занесет в славный (и довольно древний) город Рузу, а? (Эт я с намеком ). Кстати, где теперь в Сети твои китайские письма? Слушай, бросай ты свою обувь - тебе надо книги писать. Путеводители. Кстати, далеко не у всех получается.
|
|
| |
KwanYin | Дата: Суббота, 24.01.2009, 18:31 | Сообщение # 5 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Статус: Offline
| Ирик, ну скажешь тоже)) Какой из меня пейсатель? Я артист разговорного жанра). В Рузу говоришь? ммм...теперь уж к лету ближе. Сейчас в планах славный Киев-град через пару недель.
|
|
| |
Виля | Дата: Суббота, 24.01.2009, 18:37 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2753
Статус: Offline
| KwanYin, ой, как я скучала по твоим историям... Спасиб а Харьков - града нету?
Сообщение отредактировал Виля - Суббота, 24.01.2009, 18:38 |
|
| |
KwanYin | Дата: Суббота, 24.01.2009, 18:58 | Сообщение # 7 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Статус: Offline
| Касимов. Храмы Православные. После пожара 1679 года, уничтожившего целиком все деревянные постройки, Касимов начали отстраивать заново, используя белый известняк, а позже – кирпич. В музее с удовольствием поведают легенду, согласно которой идея использовать для строительства исходила от Петра I, который проезжал через город в конце XVIIвека. Второй раз Петр посетил Касимов в 1722 г., во время Персидского похода. Есть предание, что проплывая по Оке мимо города придворный шут Балакирев услышал в разговоре, что сейчас в Касимове нет владетеля, взял да испросил царя соизволения назваться касимовским ханом. На что, мол де, Петр и дал свое согласие. Так или не так, но Балакирев действительно получил Касимов, но уже при Екатерине. С упразднением Касимовского царства строятся каменные православные церкви, одна из первых – Богоявленская (Георгиевская) церковь (1700 г.) в Стрелецкой слободе. Именно в ней, за алтарем, и находится могила шута Балакирева. Годом позже строится Никольская церковь, единственная из касимовских церквей, не прекращавшая своей службы в течение своей уже более, чем трехсотлетней истории. Сам город, то есть крепость, имел Вознесенский собор, Благовещенскую церковь с теплой церковью Иоанна Богослова и Трехсвятительскую, ставшую впоследствии Успенской. На их местах позже появились опять же Вознесенский собор (1854-1862), Благовещенская церковь с приделом Иоанна Богослова (1740) и Успенская (1756-1775) - эти храмы недавно вновь открыты и постепенно приобретают подобающий им облик. Грандиозный Вознесенский собор расположен в центре города на Советской (Соборной) площади. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 60-х годах прошлого столетия. А жаль...В таком обкромсанном виде Собор напоминает огромный корабль без мачты. Успенская церковь находится там же, чуть левее от собора. В украшении церкви применены ложные кокошники, аналогичные кокошникам Богоявленской церкви. Состояние храма весьма и весьма плачевно... Церковь Благовещения расположена за торговыми рядами. Основная глава украшена кованым ажурным крестом работы местных мастеров. Шатровая колокольня в псевдо русском стиле была заново возведена во второй половине 19-го века. В Старом Посаде находится Ильинская церковь. Небольшая церковь с очень стройным силуэтом живописно располагается у самого обрыва над Окой, на остром мысу холма, между оврагами спускающимися к реке. Согласно старинным летописям, рядом с этой церковью должно быть древнее кладбище "с камнями". Оставим эти изыскания до лета)) Продолжение следует... Добавлено (24.01.2009, 18:58) --------------------------------------------- Девы, я вот подумала-подумала и хочу спросить вас. А стоит ли мне копировать сюда свои материалы, ведь многие знакомы с ними по моему дневнику... Добавлено (24.01.2009, 18:58) --------------------------------------------- Добавлено (24.01.2009, 18:43) --------------------------------------------- Quote (Ирик) Кстати, где теперь в Сети твои китайские письма? Ир, да в Дневе моем на Лиру практически все есть. Как ж. чувствовала, еще в апреле туда все добро начала таскать...да так там и осталась. Жаль, что часть материала безвозвратно утрачена на старом месте. Добавлено (24.01.2009, 18:44) --------------------------------------------- Quote (Виля) а Харьков - града нету? До Харькова тоже совсем рядышком (я еще помню про ныканное сало). Поставлю в вейт-лист поездок) Добавлено (24.01.2009, 18:46) --------------------------------------------- Че-та я никак не втыкнусь ни цитирование ответов, ни в добавление))). Все идет у меня одним текстом)))
Сообщение отредактировал KwanYin - Суббота, 24.01.2009, 18:57 |
|
| |
Виля | Дата: Суббота, 24.01.2009, 21:29 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2753
Статус: Offline
| Quote (KwanYin) А стоит ли мне копировать сюда свои материалы, ведь многие знакомы с ними по моему дневнику... стоит Ведь многие не знакомы с ними по твоему дневнику
|
|
| |
alla | Дата: Воскресенье, 25.01.2009, 06:12 | Сообщение # 9 |
Группа: Удаленные
| Quote (KwanYin) Девы, я вот подумала-подумала и хочу спросить вас. А стоит ли мне копировать сюда свои материалы, ведь многие знакомы с ними по моему дневнику... Лар, на ЛИру ходят не все - я вот как-то не смогла прижиться в этих дневниках, мне общение на форуме больше подходит. И мы с нетерпением ждём твоих рассказов. Я думаю, стоит продолжать знакомить и нас со своими материалами. Про Касимов - мне церковь Благовещения понравилась, уж не знаю почему. В Касимове много церквей православных сохранилось. А сколько сейчас в городе населения?
|
|
| |
KwanYin | Дата: Воскресенье, 25.01.2009, 15:07 | Сообщение # 10 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Статус: Offline
| alla, да поняла я уже). Вопрос не в том, что кто общается там, кто нет. Почитывают многие. В принципе, копирование сюда неплохо и для форума будет, народ по ссылкам забредать будет) Добавлено (25.01.2009, 15:07) ---------------------------------------------
Quote (alla) А сколько сейчас в городе населения? Да где-то порядка 30-35 тысяч. А церкви сохранились, да, но большинство не подлежит восстановлению...
|
|
| |
Наталия | Дата: Понедельник, 26.01.2009, 09:50 | Сообщение # 11 |
Группа: Удаленные
| Quote (KwanYin) Че-та я никак не втыкнусь ни цитирование ответов, ни в добавление отмечаешь нужный текст и жмёшь на *цитировать* а добавление -это если ты по времени одно за другим сообщение посылаешь, оно просто не отдельным постом идёт,а добавляется. надеюсь понятно ________________________ Приветики,Ларис ! пошла читать ...
|
|
| |
NiLena | Дата: Понедельник, 26.01.2009, 10:13 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Друзья
Сообщений: 4619
Статус: Offline
| KwanYin, Спасибо большое- с удовольствием всегда тебя читаю. Не знаю, какой ты артист разговорного жанра (хотя- догадываюсь ), но писатель ты- знатный!
|
|
| |
KwanYin | Дата: Четверг, 29.01.2009, 07:15 | Сообщение # 13 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Статус: Offline
| Наталия, да мне и так было понятно). Просто удивило это "дополнение". Таперь совсем знаю, пасиб) Добавлено (29.01.2009, 07:15) --------------------------------------------- Касимов. Гражданская архитектура XIX-го века. Деревянный и запущенный в прошлом Касимов, которому профессор натуральной истории и член Российской академии наук Петр Симон Паллас, побывавший в нем в 1768г., дал уничтожающую оценку - "худо выстроенный город", с конца 18 в. начинает преображаться. В 1780г. утверждается проект его регулярной планировки. Застраивается заново, но с учетом сложившейся застройки 12-18 вв., особенно после пожара 1828г., когда сгорело 218 дворов, не только центр, но и набережная Оки. Появляются каменные здания как жилого, так и общественного назначения. На этот период приходится творчество самобытного касимовского архитектора Ивана Сергеевича Гагина. Как архитектору, ему принадлежит генеральная планировка Соборной (сейчас Советская) площади в Касимове. Он оформил вход в нее в виде полукруглой колоннады (разобрана), построил торговые ряды (1830-е гг.), которые не имели себе равных среди подобных им в уездных городах России ни по размерам, ни по красоте отделки фасадов. Но замысел Гагина был осуществлен не до конца и из четырех корпусов было сооружено под его руководством только три. В настоящее время они практически никак не используются. Творчеству Гагина принадлежит так же Петровская застава или "Водяные Ворота" - ампирные колонны на старом въезде в город со стороны реки Оки. Разбогатевшие касимовские купцы, подражая екатерининским и александровским царедворцам, строили для себя особняки, подобные домам дворянских усадеб. Некоторые из этих особняков сохранились до наших дней и являются украшением касимовских улиц. Одно из таких строений - дом Алянчиковых (1826 г.) - прекрасный особняк в стиле классицизма, сейчас в нем расположен музей. Дом Наставина (1813 г.) В здании бывшей женской гимназии в настоящее время располагается средняя школа № 1. Очень мне все это дело Рязань напоминает... Интересная особенность застройки Касимова рубежа 19-20 веков - татарские лавки, стиль которых скорее можно отнести к провинциальному модерну, но с легким "восточным" колоритом . И сейчас в них, как правило, магазинчики.
|
|
| |
|
|
|
| |