Среда, 27.11.2024, 04:55
Женский клуб
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ЗаЯц  
Касимов. Татарское ханство земли Мещерской.
KwanYinДата: Пятница, 23.01.2009, 02:18 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Преамбула. Праздники, начинающиеся в нашей семье 25-го декабря, перевалив новогодний рубеж, уже грозили превратиться в один сплошной праздник - обжорства, бо как состав гостей мало того, что менялся качественно, с каждым днем прирастал количественно. Чтоб хоть как-то оторвать себя от стола и мангала, в один из дней (уж и не вспомню какой) решили с Магистром сбежать ото всех под предлогом осмотра окрестностей Рязанской губернии, километров эдак на 200 восточнее нашего Простоквашина Старожилова. Касимов давно меня интересовал своей историей, но вот как-то все карты не складывались, летом времени жалко, а зимой из МСК не выберешься специально. Итак, местный Дранг нах Остен.

Годом рождения города принято считать 1152 г., когда сюда, в Городец-Мещерский , прибыл со своей дружиной Юрий Долгорукий (вот ведь вездесущий). Целью сего визита была постройка новых крепостей и посему Городец-Мещерский обнесли рвом, валом, деревянной стеной. В конце XIV века город был полностью уничтожен татаро-монголами и тогда его перенесли на новое место, более выгодное с фортификационной точки зрения, чуть выше по течению Оки. На этом месте и по сей день находится современный Касимов.
Вскоре Городец был присоединен к Московскому княжеству. И стоять бы ему в одном ряду с другими русскими городами, но история распорядилась иначе. В середине XV века в результате семейной борьбы за ханский трон из Казани в Москву драпают два молодых царевича – Касим и Якуб. Касим поступает на военную службу и столь преуспел в ней, что царь Василий дарит беглому татарину Городец – Мещерский со всей округой, населенной мещерой, мордвой и отчасти татарами. Еще при жизни Касима за Городцом приживается новое название – Касимов-град. При хане (1467 г.) в городе построили мечеть с минаретом на месте, которое называлось Татарская горка. Здание самой мечети впоследствии неоднократно перестраивали, а минарет со смотровой площадкой сохранился до наших дней практически без изменений. Ханская мечеть по сей день является символом Касимова, в ней располагается краеведческий музей города.

Касимовские татары были всегда в авангарде борьбы против своих этнических братьев: и во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году, закончившимся её взятием, и спустя два года ликвидировали мятеж в Казани, а спустя три года воевали против Ливонии. Последним из татар владетельным лицом в Казани была Фатима-султан. После её смерти, в 1681 году, отдельное Касимовское царство перестало существовать.
Со времен преемников Касима сохранилось два текие (мавзолея) – Шах-али-хана (XVI в.) и Авган-Мухаммед-султана (XVII в.). Простые четырехугольные строения лишены всяческих архитектурных ихысков. Единственными украшениями являются лишь каменные плиты с надписями из Корана на арабском языке, в профилированной рамке над входом в текие.

Продолжение следует>>>

Добавлено (23.01.2009, 02:18)
---------------------------------------------
В городе есть еще одна мечеть, действующая. Она была построена в 1906 году на средства Наматуллы Дуймакаева, о чем собсна и сообщает мемориальная доска, установленная к 100-летию мечети. Эта мечеть была восстановлена усилиями местной общины, созданной еще в начале 90-х годах.

В 1570-73 гг. касимовским ханом был Саин-Булат, потомок ханов Золотой Орды, правнук золотоордынского хана Ахмеда, сын царевича Бекбулата, троюродного брата казанского царя Шигалея. Он в 1573 г. крестился и получил имя Симеона, после чего должен был оставить Касимов (управлять Касимовым мог только мусульманин). Вошел в российскую историю по дальнейшему зигзагу своей судьбы. Итак, Симеон Бекбулатович — касимовский хан в течение 3-4 лет, затем номинальный Великий князь. Вместе с отцом Бекбулатом перешел на службу к Ивану Грозному. Участвовал в Ливонских походах 70-х гг. XVI века. Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был коронован и стал называться Великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на "удел" Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич. "Политический маскарад" (по Ключевскому), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и историками объяснен не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год "московскому царю смерть", необходимость усиления террора и др., а также ''забавы, мол, Грозного'') не доказано и не опровергнуто. Через 11 месяцев Симеон получил в удел земли в Твери, лишившись своего титула царя всея Руси, а Иван Грозный снова стал царем. Земельные владения Симеон потерял при царе Борисе Федоровиче Годунове. В 1606 году был пострижен в монахи под именем Стефана и отправлен в Соловки. Есть сведения, что он был ослеплен (отравленным вином). Умер в 1616 году в Москве и похоронен в Симоновом монастыре.

Продолжение следует>>>

 
allaДата: Пятница, 23.01.2009, 03:23 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





KwanYin,
Никогда б не подумала, что у старого русского города Касимова такая "мусульманская" история!
Жду продолжения. google
 
VVTДата: Пятница, 23.01.2009, 09:44 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Друзья
Сообщений: 1507
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
А я так и думала, что название - неспроста! Ждем продолжения!

Деньги то начинают кончатся,то кончают начинатся.
 
ИрикДата: Суббота, 24.01.2009, 16:43 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Друзья
Сообщений: 1732
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
KwanYin
Ларис, даже не сомневалась, что ты возродишь здесь что-то подобное.
thumbup

Может в следующий раз вас с Магистром занесет в славный (и довольно древний) город Рузу, а? (Эт я с намеком smile ).
Кстати, где теперь в Сети твои китайские письма?

Слушай, бросай ты свою обувь - тебе надо книги писать. Путеводители. Кстати, далеко не у всех получается.

 
KwanYinДата: Суббота, 24.01.2009, 18:31 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Ирик, ну скажешь тоже)) Какой из меня пейсатель? Я артист разговорного жанра).
В Рузу говоришь? ммм...теперь уж к лету ближе. Сейчас в планах славный Киев-град через пару недель.
 
ВиляДата: Суббота, 24.01.2009, 18:37 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2753
Награды: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
KwanYin, ой, как я скучала по твоим историям... Спасиб smile

Quote (KwanYin)
Киев-град

а Харьков - града нету?




Сообщение отредактировал Виля - Суббота, 24.01.2009, 18:38
 
KwanYinДата: Суббота, 24.01.2009, 18:58 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Касимов. Храмы Православные.

После пожара 1679 года, уничтожившего целиком все деревянные постройки, Касимов начали отстраивать заново, используя белый известняк, а позже – кирпич. В музее с удовольствием поведают легенду, согласно которой идея использовать для строительства исходила от Петра I, который проезжал через город в конце XVIIвека. Второй раз Петр посетил Касимов в 1722 г., во время Персидского похода. Есть предание, что проплывая по Оке мимо города придворный шут Балакирев услышал в разговоре, что сейчас в Касимове нет владетеля, взял да испросил царя соизволения назваться касимовским ханом. На что, мол де, Петр и дал свое согласие. Так или не так, но Балакирев действительно получил Касимов, но уже при Екатерине. С упразднением Касимовского царства строятся каменные православные церкви, одна из первых – Богоявленская (Георгиевская) церковь (1700 г.) в Стрелецкой слободе. Именно в ней, за алтарем, и находится могила шута Балакирева.

Годом позже строится Никольская церковь, единственная из касимовских церквей, не прекращавшая своей службы в течение своей уже более, чем трехсотлетней истории.

Сам город, то есть крепость, имел Вознесенский собор, Благовещенскую церковь с теплой церковью Иоанна Богослова и Трехсвятительскую, ставшую впоследствии Успенской. На их местах позже появились опять же Вознесенский собор (1854-1862), Благовещенская церковь с приделом Иоанна Богослова (1740) и Успенская (1756-1775) - эти храмы недавно вновь открыты и постепенно приобретают подобающий им облик.

Грандиозный Вознесенский собор расположен в центре города на Советской (Соборной) площади. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 60-х годах прошлого столетия. А жаль...В таком обкромсанном виде Собор напоминает огромный корабль без мачты.

Успенская церковь находится там же, чуть левее от собора. В украшении церкви применены ложные кокошники, аналогичные кокошникам Богоявленской церкви. Состояние храма весьма и весьма плачевно...

Церковь Благовещения расположена за торговыми рядами. Основная глава украшена кованым ажурным крестом работы местных мастеров. Шатровая колокольня в псевдо русском стиле была заново возведена во второй половине 19-го века.

В Старом Посаде находится Ильинская церковь. Небольшая церковь с очень стройным силуэтом живописно располагается у самого обрыва над Окой, на остром мысу холма, между оврагами спускающимися к реке. Согласно старинным летописям, рядом с этой церковью должно быть древнее кладбище "с камнями". Оставим эти изыскания до лета))

Продолжение следует...

Добавлено (24.01.2009, 18:58)
---------------------------------------------
Девы, я вот подумала-подумала и хочу спросить вас. А стоит ли мне копировать сюда свои материалы, ведь многие знакомы с ними по моему дневнику...

Добавлено (24.01.2009, 18:58)
---------------------------------------------
Добавлено (24.01.2009, 18:43)
---------------------------------------------

Quote (Ирик)
Кстати, где теперь в Сети твои китайские письма?

Ир, да в Дневе моем на Лиру практически все есть. Как ж. чувствовала, еще в апреле туда все добро начала таскать...да так там и осталась. Жаль, что часть материала безвозвратно утрачена на старом месте.

Добавлено (24.01.2009, 18:44)
---------------------------------------------

Quote (Виля)
а Харьков - града нету?

До Харькова тоже совсем рядышком (я еще помню про ныканное сало). Поставлю в вейт-лист поездок)

Добавлено (24.01.2009, 18:46)
---------------------------------------------
Че-та я никак не втыкнусь ни цитирование ответов, ни в добавление))). Все идет у меня одним текстом)))

Сообщение отредактировал KwanYin - Суббота, 24.01.2009, 18:57
 
ВиляДата: Суббота, 24.01.2009, 21:29 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2753
Награды: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (KwanYin)
А стоит ли мне копировать сюда свои материалы, ведь многие знакомы с ними по моему дневнику...

стоит icecream Ведь многие не знакомы с ними по твоему дневнику tease


 
allaДата: Воскресенье, 25.01.2009, 06:12 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные





Quote (KwanYin)
Девы, я вот подумала-подумала и хочу спросить вас. А стоит ли мне копировать сюда свои материалы, ведь многие знакомы с ними по моему дневнику...

Лар, на ЛИру ходят не все - я вот как-то не смогла прижиться в этих дневниках, мне общение на форуме больше подходит. И мы с нетерпением ждём твоих рассказов. Я думаю, стоит продолжать знакомить и нас со своими материалами.

Про Касимов - мне церковь Благовещения понравилась, уж не знаю почему.
В Касимове много церквей православных сохранилось. А сколько сейчас в городе населения?

 
KwanYinДата: Воскресенье, 25.01.2009, 15:07 | Сообщение # 10
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
alla, да поняла я уже). Вопрос не в том, что кто общается там, кто нет. Почитывают многие. В принципе, копирование сюда неплохо и для форума будет, народ по ссылкам забредать будет)

Добавлено (25.01.2009, 15:07)
---------------------------------------------

Quote (alla)
А сколько сейчас в городе населения?

Да где-то порядка 30-35 тысяч. А церкви сохранились, да, но большинство не подлежит восстановлению...
 
НаталияДата: Понедельник, 26.01.2009, 09:50 | Сообщение # 11
Группа: Удаленные





Quote (KwanYin)
Че-та я никак не втыкнусь ни цитирование ответов, ни в добавление

отмечаешь нужный текст и жмёшь на *цитировать*
а добавление -это если ты по времени одно за другим сообщение посылаешь,
оно просто не отдельным постом идёт,а добавляется.
надеюсь понятно smile
________________________
Приветики,Ларис !
пошла читать ...
 
NiLenaДата: Понедельник, 26.01.2009, 10:13 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Друзья
Сообщений: 4619
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
KwanYin,
Спасибо большое- с удовольствием всегда тебя читаю. Не знаю, какой ты артист разговорного жанра (хотя- догадываюсь biggrin ), но писатель ты- знатный! ah beer
 
KwanYinДата: Четверг, 29.01.2009, 07:15 | Сообщение # 13
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 69
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Наталия, да мне и так было понятно). Просто удивило это "дополнение". Таперь совсем знаю, пасиб)

Добавлено (29.01.2009, 07:15)
---------------------------------------------
Касимов. Гражданская архитектура XIX-го века.

Деревянный и запущенный в прошлом Касимов, которому профессор натуральной истории и член Российской академии наук Петр Симон Паллас, побывавший в нем в 1768г., дал уничтожающую оценку - "худо выстроенный город", с конца 18 в. начинает преображаться. В 1780г. утверждается проект его регулярной планировки. Застраивается заново, но с учетом сложившейся застройки 12-18 вв., особенно после пожара 1828г., когда сгорело 218 дворов, не только центр, но и набережная Оки. Появляются каменные здания как жилого, так и общественного назначения. На этот период приходится творчество самобытного касимовского архитектора Ивана Сергеевича Гагина. Как архитектору, ему принадлежит генеральная планировка Соборной (сейчас Советская) площади в Касимове. Он оформил вход в нее в виде полукруглой колоннады (разобрана), построил торговые ряды (1830-е гг.), которые не имели себе равных среди подобных им в уездных городах России ни по размерам, ни по красоте отделки фасадов. Но замысел Гагина был осуществлен не до конца и из четырех корпусов было сооружено под его руководством только три. В настоящее время они практически никак не используются.

Творчеству Гагина принадлежит так же Петровская застава или "Водяные Ворота" - ампирные колонны на старом въезде в город со стороны реки Оки.

Разбогатевшие касимовские купцы, подражая екатерининским и александровским царедворцам, строили для себя особняки, подобные домам дворянских усадеб. Некоторые из этих особняков сохранились до наших дней и являются украшением касимовских улиц. Одно из таких строений - дом Алянчиковых (1826 г.) - прекрасный особняк в стиле классицизма, сейчас в нем расположен музей.

Дом Наставина (1813 г.)

В здании бывшей женской гимназии в настоящее время располагается средняя школа № 1.

Очень мне все это дело Рязань напоминает...

Интересная особенность застройки Касимова рубежа 19-20 веков - татарские лавки, стиль которых скорее можно отнести к провинциальному модерну, но с легким "восточным" колоритом . И сейчас в них, как правило, магазинчики.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта
Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz