Пять правил поведения покупателя в продуктовом супермаркете
1. Упаковка продукта. Она должна быть без повреждений, особенно если упаковка – вакуумная.
На упаковке указаны не только дата изготовления продукта, но и состав продукта. Правда, вчитываться в него сложно – мелкий шрифт и часто непонятные по свойствам ингредиенты. Но это нелишне. Опять-таки, если в составе молочного продукта присутствует жир растительного происхождения – вас пытаются обмануть и выдать более дешевый в производстве растительно-молочный гибрид за действительно молочный продукт.
Бывает, что никакой упаковки и нет, либо на ней не написан состав, к примеру, когда речь идет о покупке яиц поштучно. Уточнить все необходимое можно у продавца. И даже запросить, чтобы вам показали документы на партию этих яиц. Все это вполне законные требования покупателя. К товарам животного происхождения нужны заключения ветэкспертизы.
2. Условия хранения товара. Обычно то, как надо хранить конкретный продукт, можно прочесть на той же упаковке. Если продукт необходимо держать в холодильнике, поищите на бортике холодильных полок термометр и проверьте – соответствует ли температура требованиям, указанным на упаковке или в сертификате продукта.
На ценниках приготовленных в магазине блюд должно быть написано время их приготовления.
Ценник на конкретный товар должен находиться в непосредственной близости от него. Если вы взяли булочку из корзины, на которой написано «5 р», а в чеке обнаружили, что булка «подорожала» до 10р – можете смело требовать свои деньги и возвращать товар.
3. Чек. На непродовольственные товары его следует хранить до конца срока гарантии. Если вы расплачиваетесь с помощью кредитной карты – кассир обязан выдать вам два чека: один о том, какая сумма была снята с карты – на этом чеке вы расписываетесь, второй – обычный фискальный.
Если дома вы обнаружили, что товар некачественный, лучше сразу же отправляйтесь его возвращать. Конечно, с чеком. Но учтите, продавец может отказаться компенсировать стоимость консервов, когда банка уже открыта. «Мало ли чего вы туда уже подсыпали?» Потому придется либо покупать еще одну банку из той же партии и вскрывать ее «при всех», либо даже делать экспертизу продукта. Причем за свой счет.
4. Консультант. Чего не следует делать в магазине – это молчать. Если вам кажется, что эти куриные крылышки так наперчили с целью скрыть «запашок» – правозащитники советуют спрашивать об этом консультанта. А лучше даже администратора. Потому что продавцы, видимо, в силу особенностей менталитета, нередко забывают, что «клиент прав». Администратор же, помня о нависшей угрозе в виде Общества защиты прав потребителей и т.п., будет вежлив. И либо отговорит вас от покупки «старых» крылышек (а затем уберет их с прилавка, едва вы выйдете за порог), либо даст вам поглядеть на сертификат товара.
5. «Книга жалоб». Если устные препирательства вам не по вкусу, можно сразу попросить «Книгу». Например, если охрана заставляет показывать им содержимое вашей сумки (на что права не имеет). Запись в «Книге» – не бесполезная писулька. Страницы пронумерованы, и ваша жалоба, по закону, должна быть рассмотрена руководством магазина, а вы – уведомлены о результатах. И все же жаловаться в «Книгу» лучше параллельно с жалобой в местное Общество защиты прав потребителей. Тогда те недостатки и недочеты, которые вы подметили в магазине, будут устранены быстрее и эффективнее.